|
Пасха — главный христианский праздник в честь спасительных страданий и Воскресения Иисуса Христа.
Пасха, будучи главным православным праздником, стала органичной частью славянской народной традиции. Одним из обрядов, совершавшихся в этот день в старину, был Волочебный обход дворов с пением волочебных песен, который перекликается с традицией обходных обрядов на Зимние Святки, Троицу.
|
Волочебный обход (обход волочобников, влачебников, волынщиков, лалынщиков, лалыльщиков, куралесников) .У русских он был известен в Псковской, Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областях, преимущественно на территории прилегающей к Белоруссии, в которой был широко распространен. В 20 в. обряд был также зафиксирован у населения востока Тверской обл. и в Западной Сибири, где, возможно, является поздним заимствованием от переселенцев-белорусов. Название обряда происходит от типичного песенного зачина, в котором употребляется глагол "волочиться" - "волочить" в значении "идти", "брести".
"Волочобники" начинали ходить по деревне после церковной службы - вечерни. Подойдя к дому, они становились под окнами. "Заводила" спрашивал у хозяев разрешение "дом развеселить" и, если таковое получал, начинал петь. В конце пения "волочобники" просили о вознаграждении. После того, как их одарили, волочебники христосовались с хозяином, поздравляли всю его семью с праздником. Хозяева ждали волочебников как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства,
После обхода пели песни и водили хороводы.
Волочебные песни близки к рождественским колядкам.
В 19 - начале 20 вв. волочебные обходы уже были одним из праздничных развлечений, но крестьяне верили, что благопожелания волочебников могут принести семье довольство, а хозяйству удачу.
17 апреля 2017года, в первый день после Пасхи воспитанники 5 класса школы приняли участие в Пасхальном фестивале, организованным Лебедянским муниципальным районом. Они показали фольклорно – игровую композицию «Радость повсюдная» об обряде «Волочебный обход». Исследователи народной культуры видят важное значение в сохранении и передаче новым поколениям нравственных знаний и прогрессивного опыта традиционного народного воспитания через фольклор. Фольклор - «народная мудрость», устное народное творчество. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с обычаями, традициями и обрядами. На народных традициях формируется у детей любовь к родной земле, понимание роли семьи, свое место в семье. Познание детьми фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
На этом фестивале присутствовал Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский. Владыка Максим поздравил всех участников праздника, поблагодарил родителей и педагогов за сохранение христианских ценностей, традиций православной культуры и педагогики.
Классный руководитель 5 класса О.А.Сёмина
|