Пятница, 26.04.2024, 11:51 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

МБОУ СОШ с. Большое Попово.





 
Меню сайта
План работы школы на 2022-2023 уч. год
  • План воспитательной работы
  • План работы школы по противодействию терроризму и экстремизму

  • Наш опрос
    Оцените мой сайт

    Всего ответов: 208
    Мини-чат
    200
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Форма входа





    Главная » 2014 » Декабрь » 4 » Экскурсия в Звенигород
    17:32
    Экскурсия в Звенигород
    Как богата красотами подмосковная земля! Холмы и неприступные древние стены, старинные усадьбы и особняки современных миллиардеров все сплелось в этом месте. Кажется, что исследовать ее можно годами и в любое время года путешественник найдет нечто необычное для себя. В конце ноября учащиеся Воскресной школы Никольского храма, учителя и родители направились в Саввино-Сторожевский монастырь, который находится в километре от Звенигорода и считается третьим по важности монастырем в России. 

    Первый по важности, Троице-Сергиева лавра, второй, Оптина Пустынь. Монастырь представляет собой хорошо укрепленную крепость. Поэтому и называется Сторожевским. Стены и башни были возведены при царе Алексее Михайловиче. Рублево-Успенское шоссе (тогда оно скромно называлось Царским трактом) было проложено, чтобы облегчить царю проезд в монастырь из Москвы. Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой в конце XIV века. Бывший ученик и духовник Сергия Радонежского, Савва большую часть своей жизни прожил в Троицком монастыре, в Загорске. В1398 году преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия переселяется в Звенигород, где с 1390 года строится каменный храм на Городке. Вскоре после прибытия преподобный Савва построил с княжеской помощью небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была сооружена на вершине холма Сторожа. По преданию, преподобный Савва, впервые поднявшись на холм, остановился, пораженный красотой места и открывшимся видом и со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы, прося у Небесной Владычицы благословления и заступничества. В 1405 году на месте деревянной церкви князь Юрий возводит большой белокаменный собор. Каменное здание собора Рождества Пресвятой Богородицы одно из немногих, сохранившихся до наших дней со времени монгольского нашествия. Собор был расписан учениками Андрея Рублева и освящен преподобным Саввой в 1407 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году, в декабре, преподобный Савва умирает. Похоронен он был в соборе Рождества Пресвятой Богородицы с правой стороны, под западным окном. Спустя почти полтора века, в 1547 году преподобный Савва Сторожевский был канонизирован на Первом Макариевском Соборе, 3 декабря (дата кончины старца) вносится в церковный календарь. В 1430 году преподобный Савва явился во сне игумену обители Дионисию и повелел написать свой образ. Старец Аввакум, один из учеников преподобного Саввы, описывал основателя монастыря именно таким, каким он явился игумену. Игуменом Дионисием была написана самая старая икона с изображением Святого. В конце XV века, в 1492 году, монастырь переходит к Московскому княжеству, в непосредственное управление Великого князя Московского Ивана III. Этот переход лишил монастырь некоторых льгот, полученных ранее – вернулись пошлины и подати в казну. Вместе с тем, после этого перехода, Саввино-Сторожевская обитель становится местом богомолья царской семьи. В первой половине XVI века с южной стороны Рождественского собора был пристроен придел в виде небольшой одноглавой церкви во имя преподобного Саввы Сторожевского. Тогда же в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезная палата. С началом Смутного Времени для монастыря начались тяжелые времена. В 1606 году польский отряд Лжедмитрия I разорил монастырь и окрестные деревни. Захватчики забрали деньги, продовольствие и лошадей. Тогдашнего игумена Исаию и монахов монастыря убили. Слух о бедственном положении монастыря доходит до царя Василия Шуйского и чтобы помочь с восстановлением обители, в 1607 году царь освобождает деревни и села монастыря в Звенигородском уезде от ямского налога сроком на один год. В 1608 году в монастырь на поклонение к преподобному приезжает Марина Мнишек. Окончание смутного времени монастырь встретил разоренным.. Восстановление хозяйства было тяжелым и долгим. Чтобы помочь обители, в 1613году, царь Михаил Федорович освобождает монастырь от пошлин на прогон леса по Москве-реке. В 1649 году (по некоторым данным в 1650 году) во время охоты, царю Алексею Михайловичу было явление преподобного Саввы. Столкнувшись во время охоты с медведем, царь взмолился ему было явление благообразного старца. Согласно летописям, с появлением старца медведь бежал прочь. После этого чуда царь издал указ о перестройке Саввиной обители, в том числе – о росписи собора Рождества Богородицы, создании для него грандиозного пятиярусного иконостаса. К созданию иконостаса привлекли иконописцев Оружейной палаты. В 1651 году в монастыре появляется первый колокол. В память о чуде, спасшем ему жизнь, царь Алексей Михайлович в 1652-1656 годах вкладывает много усилий в обустройство и развитие Саввино-Сторожевского монастыря. По окончании строительства территория монастыря увеличилась почти в два раза, происходит разделение на парадный и хозяйственный дворы. В центре парадного двора располагается древняя святыня монастыря – Рождественский собор, на который смотрят фасады построенных в то время Дворца царя и Царицыных палат, Звонницы, Братских корпусов. Во всей композиции доминирует четырехъярусная звонница. Особой чертой всего ансамбля является парадный вход, устроенный оригинально, «по-византийски». Территорию монастыря окружила высокая стена с семью башнями. В тот же период (правление Алексея Михайловича) обитель становится Лаврой, а его настоятели, архимандритами. Монастырь становится личным царским богомольем, а его управлением занимается непосредственно Тайный приказ, личная царская канцелярия. В 1668 году в обители появляется Большой Благовестный колокол, самый большой монастырский колокол весом 35 тонн. Колокол был отлит государевым колокольным мастером непосредственно на территории монастыря, около Звонницы. По преданию, мелодичный звон колокола был слышан даже в Москве. Позднее на Звоннице появляется еще одна башенка. На ней размещается часовой колокол, привезенный из Смоленска царем и подаренный обители. В конце семнадцатого века, во времена стрелецких бунтов, в монастыре укрываются царица Наталья Кирилловна с царевичами Петром и Иоанном и царевной Софьей. В 1693 году, в память об этих днях, в благодарность за свое спасение царевна Софья жертвует монастырю деньги, которые идут на строительство каменной церкви Преображения Господня, которая возводится около монастырской трапезной на месте деревянной церкви святого равноапостольного князя Владимира. В том же 1693 году Петр Первый отмечает в обители свой день рождения и устраивает у стен монастыря потешную битву. В 1742 году в монастыре возник пожар, в огне которого сгорает деревянный этаж дворца царя Алексея Михайловича. Здание было отстроено заново уже в камне. Архитектурной особенностью нового здания дворца стала анфилада залов, характерная для западной архитектурной традиции. В конце XVIII века, императрица Екатерина II решает провести реставрацию обители, а так же решает построить на территории обители загородный дворец. Проект был заказан французскому архитектору Н. Леграну, который тремя годами раньше был главным архитектором генерального плана Москвы. Согласно проекту предполагался снос нескольких строений монастыря и части монастырской стены. Возможно, именно это послужило причиной того, что императрица отклонила проект и отказалась от идеи строительства загородного дворца на территории обители. В то же время реставрационные и ремонтные работы в монастыре шли полным ходом. В ходе этих работ деревянные шатры крепостных башен были заменены на металлические, построенные в стиле барокко. Рождественский собор приобретает четырехскатное плоское покрытие, которое приходит на смену позакомарному, верхняя часть стен обретает роспись. Из-за ветхости и невозможности восстановления разбираются западная (Больничная) башня и северная часть дворца царя Алексея Михайловича, а центральная часть Царицыных палат наоборот, получает второй деревянный этаж. На месте западной части Братского корпуса строится Малый келейный корпус. Чуть позже были разобраны Больничные палаты и церковь святого Иоанна Лествичника; оформление фасадов зданий, выходящих на Парадный двор выполняется в псевдорусском стиле. В начале XIX века по проекту архитектора Борисова царский дворец Алексея Михайловича перестраивается под духовное училище. В 1806 году происходит обрушение сводов трапезной палаты, построенной в XVII веке. Здание трапезной палаты перестраивается и приспосабливается к нуждам духовного училища. Примерно в это же время, к Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная. Она строится над фамильным склепом Шереметевых. Во время наступления французской армии Звенигород и окрестности оказались на пути движения войск Наполеона. Полки французов останавливались, например, в усадьбе Большие Вяземы. Легенда гласит, что когда в 1812 году во дворце царя Алексея Михайловича, в Саввино-Сторожевском монастыре остановился пасынок Наполеона Евгений Богарне, ему в первую же ночь явился во сне преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, при условии, что Богарне сохранит от разрушения и поругания обитель. Кроме того, принцу было предсказано, что дети его будут жить в России. Богарне выполнил просьбу преподобного, и в последствии, единственным из военачальников Наполеона остался жив и даже не был ранен. Спустя четверть века, в 1839 году, в обитель приехал сын принца герцог Максимилиан Лейхтенбергский, посетивший обитель вместе с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принял православие и женился Марии Николаевне, связав свою жизнь и жизнь потомков с Россией. Так исполнилось и второе предсказание преподобного Саввы Сторожевского. Слава Саввино-Сторожевской обители распространяется по России и в монастырь приходит все больше и больше паломников. В 30-е годы XIX века в монастыре начинается строительство гостиных корпусов для размещения паломников. В середине XIX века на обустройства монастыря из царской казны, личным указанием Николая Первого, выделяются совершенно фантастические по тем временам деньги – сто тысяч рублей. Постепенно изменяется и архитектурный ансамбль монастыря. Так в 1857-1858 годах к Троицкой церкви с северной стороны пристраивается новый придел во имя святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа – четырех святителей московских. В начале XX века, в 1912 году в Саввино-Сторожевский монастырь были приглашены палехские мастера, которым было поручена реставрация росписей на стенах Рождественского собора и икон в иконостасе XVII века. Кроме того, примерно к этому же времени относится появление нового покрытия пола в Рождественском соборе – на смену чугунным плитам приходит метлахская плитка. С началом Первой мировой войны в монастыре открываются два лазарета, куда привозят раненых солдат. В 1915 году лазареты посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. С началом «нового мира» в Саввино-Сторожевский монастырь, как и во многие святые обители России, пришли тяжелые времена. В 1918 году новая власть вскрыла раку с мощами преподобного Саввы. Мощи преподобного Саввы Сторожевского были первыми, которые осквернила новая власть. Событие это всколыхнуло местных жителей и привело к «звенигородскому» бунту, в ходе которого были убит начальник продразверстки и комендант монастыря Константин Макаров. Бунт был жестоко подавлен, а монастырское хозяйство было полностью реквизировано. Оставшиеся без земли, без подворья монахи были вынуждены жить на подаяния прихожан. За полгода численность братии сократилась в четыре раза – с 50 до 12 человек. Весной 1919 года рака со святыми мощами Саввы Сторожевского вскрывается повторно и мощи преподобного были перевезены в Москву. Спустя несколько месяцев, от имени жителей города была подана жалоба о недопустимости подобных действий. Ответом на жалобу было распоряжение В.И.Ленина о проведение следствия по делу о вскрытии святых мощей. Следствие обвинило монахов в инсценировке событий и вскоре, Звенигородский совет депутатов принял решение о закрытии Саввино-Сторожевского монастыря и роспуске монахов. В 1920 году часть братии Саввино-Сторожевского монастыря проходит обвиняемыми по «делу церковников». После закрытия монастырь переходит в ведение НКВД и во дворце царя Алексея Михайловича организуется концентрационный лагерь для умственно отсталых детей, а на территории монастыря, лагерь для пленных офицеров царской армии. Здания монастыря занимают санаторий наркомата здравоохранения и музей церковной старины, основой экспозиции которого становятся библиотека, монастырская ризница и «обстановка в бывшем дворце бывшего царя Алексея Михайловича Романова». В 1922 году монастырь получает статус памятника архитектуры XV-XVII веков и переходит под охрану Народного комиссариата просвещения. Музей церковной старины становится «Музеем церковной старины и помещичьего быта» и в его коллекцию поступают экспонаты из экспозиций музеев из усадеб Введенское и Ершово. Музей занимает почти все монастырские здания. Музей церковной старины и помещичьего быта действует до 1927 года. После его закрытия на территории Саввино-Сторожевского монастыря организуется колония для беспризорников. Монастырь лишается многих икон – они вывозятся в Москву на реставрацию, но после реставрации иконы в монастырь не возвращаются и судьба их неизвестна. Колония для беспризорников была закрыта в 1928 году. В освобожденных зданиях, и в зданиях за стенами монастыря организуются дома отдыха. В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишается почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких колоколов, и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – Большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако, есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря и так и остались на ней – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола, которые мы увидели и даже потрогали. Как во время Первой мировой войны, с 1941 по 1944 год на территории обители располагается госпиталь. Зимой 1941, во время битвы за Москву, линия фронта проходила всего в трех километрах от стен монастыря. За всю войну на территории монастыря не взорвалось ни одной бомбы, не упало ни одного снаряда, не залетело ни одной шальной пули. Для подготовки к обороне в Скиту преподобного Саввы были отрыты окопы, следы которых частично сохранились до нашего времени. Начиная с конца сороковых годов XX века, в обители начинается период восстановления. С 1949 по 1950 год проводятся реставрационные работы под руководством архитектора Владимира Ивановича Федорова, который позднее руководит реставрацией московского Кремля. Первая литургия в Рождественском соборе проходит в 1990 году. Спустя пять лет, в 1995 году обитель возрождается как ставропигиальный мужской монастырь. С 1996 года в Рождественском соборе начинаются регулярные воскресные богослужения, а с 1997 года в монастыре возобновляется монашеская жизнь. В канун Пасхи, в 1998 году, обитель получает новые колокола, отлитые на благотворительные средства на заводах России. В том же году в Рождественский собор возвращается иконостас XVII века и восстанавливается рака для честных мощей Преподобного Саввы, которые возвращены обители в августе 1998 года. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа вносится в православный календарь как «день второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца и перенесения их в Саввино-Сторожевский монастырь». Об этом нам рассказала удивительная девушка, наш экскурсовод Юлия, за что мы ее горячо поблагодарили. Так же ребятам посчастливилось попасть в XVII век. Увлекательное путешествие по «реке времени» познакомило нас с традициями жизни русского терема. Участие в игре «Как боярин невесту выбирал» вовлекло ребят в занимательное приключение и рассказало о традиции проведения смотрин невесты в XVII веке. Рассказ о воспитании и обучении детей на Руси был интересен не только для детей, но и для взрослых. Боярыня Евдокия Васильевна дала взрослым наказ о том, «…как детей учить и страхом спасать», а детям поведала «…как слушаться отца и мать, и повиноваться им…». Мы узнали, как и чему учили детей на Руси, какие наказания применяли, а также о том, что самым страшным преступлением считались лень и безделье. Мероприятие проходило в Царицыных палатах. Жаль, что не удалось нам найти сундук с царицыными сокровищами, приехали поздно, по случаю открытия нового моста в с.Петровском долго ждали начала движения, вот и опоздали. Но самое главное мы успели. Приложились к раке с мощами Преподобного Саввы. Тихо и благоговейно поставили свечи, вознося молитву к Господу. Каждый привез домой из поездки в обитель частичку любви и тепла, которую подарил нам Савва Сторожевский.

    по материалам сайта ttp://www.hrampopovo.ru/node/59

    Смотри фото.

     

     

    Просмотров: 695 | Добавил: bpopovo | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Календарь
    «  Декабрь 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Наши награды
    Доска объявлений
    ВАКАНСИИ:
    В школу с. Большое Попово требуются учителя: технологии, ИЗО, физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ, воспитатель кадетского класса.
    Обращаться по телефону 8(47466) 93 3 51


    Архив записей 
    Важные ссылки
















      



     Поиск по сайту