|
Создание условий для воспитания правовой культуры школьников является приоритетом современного образовательно - воспитательного процесса. На уроках обществознания и истории подростки изучают Международные правовые документы – Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребёнка, Международное гуманитарное право и российские нормативно – правовые акты. |
Одно из важных мест в системе правового образования школьников занимает изучение Конституции РФ. Знакомство подростков с основополагающими принципами, структурой и функциями органов государственной власти способствует формированию не только правовой, но гражданственной грамотности. Усвоение правового статуса гражданина позволяет молодёжи не только узнать свои права и обязанности, но и сформировать правовое мировоззрение.
К сожалению, современная молодёжь в большей части аполитична. Право и политика не являются сферами её интересов, отчасти потому, что это сложная система общественных отношений, которая требует определённых знаний. И задача школы состоит в том, чтобы помимо когнетивной базы, сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к политико – правовым процессам. Ведь в скором времени сегодняшние подростки – это граждане, потенциальные избиратели, государственные служащие. Этого можно добиться только путём вовлечения школьников в активную учебно – практическую деятельность. Система кружковой работы, участие в правовых квестах, в олимпиадах и проектной деятельности позволяют школьникам активно и планомерно осваивать «Азбуку гражданина».
В нашей школе четвёртый год подряд внедряется предпрофильная подготовка учащихся 8 – 9 классов по курсу «Основы правовой культуры». Ребята всегда с огромным интересом посещают занятия кружка. Общественные смотры правовых знаний, дни самоуправления стали важной частью воспитания правовой грамотности школьников.
И не случайно 20 ноября в нашей школе прошёл День правовой помощи родителям и подросткам. Для всех школьников и их родителей был проведён устный правовой журнал «Я и закон». Для обсуждения были предложены конкретные жизненные ситуации, в которые зачастую попадают подростки: «Домашнее насилие», «Издевательства сверстников», «Не хочу учиться». Все эти ситуативные задачи были рассмотрены в правовом поле. Школьники сумели дать им правовые оценки, а так же получили юридическую консультацию по интересующим их вопросам.
Родители в большей степени заинтересовались темой «Безопасность детей в интернете», особое внимание было уделено возрастающей опасности распространение экстремизма через социальные сети. В ходе беседы родители получили практические советы, как обезопасить виртуальное пространство своих детей.
В заключении школьники сами рассказали присутствующим о юридической ответственности несовершеннолетних.
Несомненно, что такие занятии идут на пользу молодым людям. Зная свои права, человек всегда сможет их отстоять или защитить.
Кроме этого, изучая право, подростки формируют правосознание - сознание необходимости поддерживать правовые нормы для блага человеческого общества. Ведь как сказал Н. Карамзин - историк и крупнейший русский литератор: «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы».
Учитель истории и обществознания Коновалова Е. Б.
|