МОУ СОШ с. Большое
Попово
Лебедянский
муниципальный район
Липецкая
область
Согласовано
Утверждено
Отдел образования Директор МОУ СОШ с.
Большое Попово
администрации Лебедянского Лебедянского муниципального района
муниципального района _________________ / Сёмина О.А.
______________/ _________ «______»
__________ 2011г.
«______» ___________ 2011г.
Рассмотрено
на заседании педагогического совета школы
от «______»
______________ 2011 г.
Протокол № ____________
Авторская
программа гражданско – правового воспитания.
« Я –
Гражданин».
(Программа реализуется в рамках воспитательно – образовательного процесса.
Программа рассчитана на учащихся 5 -11 классов. Срок реализации 6 лет.)
Автор программы.
Коновалова Евгения Борисовна –
учитель истории и обществознания
высшей
квалификационной категории.
2011 год
Содержание программы.
- Пояснительная записка стр. 2
- 5
- Паспорт программы
стр. 6
- Структура гражданского образования стр. 7 -11
-
Направления работы.
-
Содержание пропедевтического курса.
- Тематика занятий в 5 -9 классах.
Содержательные линии
программы в 5 -9 классах.
- Система занятий в 10 – 11 классах.
- Программа гражданского образования в
рамках
учебного процесса на уроках
истории
и обществознания
стр. 12
- Библиографический список стр. 13
Пояснительная записка.
Введение.
В условиях становления и развития российского демократического общества
гражданское образование превращается в одну из самых актуальных задач школы.
Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации.
Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на
изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие
«гражданственность» предполагает реализацию ребенком своих прав и обязанностей
по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно
воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной
позицией.
Программа «Я – Гражданин»
способствует формированию гражданской позиции школьника, создаёт условия для его самопознания и
самовоспитания.
Система занятий и мероприятий, проводимых в рамках реализации данной программы, способствуют усвоению таких понятий как
патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция. Содержание программы способствует
формированию социальной активности подростков, формированию у них
гражданско - правовой компетенции, что в
свою очередь будет способствовать складыванию гражданской компетентности.
Разработке данной программы способствовал накопленный педагогически опыт
учителя, активное участие в районных, областных и всероссийских конкурсах
гражданской, правовой и патриотической направленности.
Реализация данной программы значительно повысит качество обучения уч-ся
и сформирует условия для развития личности каждого ребёнка творческой и
самостоятельной, гуманной и внутренне свободной, способной ценить себя и
уважать других.
Основная
часть.
I. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный
процесс:
Первоначально
необходимо отметить актуальность программы «Я – Гражданин». Построение
гражданского и правового общества
требует повышения информированности учащихся в вопросах гуманитарного права,
международного волонтёрского движения, принятия
приоритета ценностей человека в системе демократизации российского
общества.
Во – вторых, в условиях профилизации
школы, данная программа имеет практическую направленность. Систематизация гражданского
образования в духе предметной направленности способствует допрофессиональной
подготовке школьников в области права, общественного развития, защиты
гражданских завоеваний.
Авторская программа «Я – Гражданин» имеет связь с системами:
-
гражданского образования школьников - воспитание гражданской активности,
социально-првавового проектирования и изучения гуманитарного права;
- правового образования - формирование правосознания и правовой
культуры школьников;
- патриотического воспитания.
Новизна данной программы в том, что она является комплексно – целевой программой по
гражданскому образованию: предполагает непрерывность гражданско – правового и
патриотического воспитания в системе классно – урочных занятий и внеклассной
работы. Являясь приоритетной в
воспитательном процессе, значительно
усиливает качество образования учащихся и способствует активному
включению подростков в социальные и политические процессы общественного
развития. Положительно влияет на
учеников и самого учителя.
2. Цель и задачи программы
Общие цели и задачи:
- обеспечение каждому ребенку требуемого уровня
образования;
- формирование у каждого ребенка умений и потребности
самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
- воспитание в соответствии с высокими
морально-нравственными и гражданскими ценностями;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации,
общественно ценных личностных качеств;
- обеспечение гармоничного личностного,
интеллектуального и физического развития.
Цель
программы.
Создание условий для эффективного
формирования гражданской правовой культуры учащихся и развития социальной
активности подрастающего поколения.
Цели гражданского образования.
всемерное содействие социализации личности,
формирование её активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в
нашей стране;
воспитание гражданственности, как ведущего
идейно – нравственного качества личности;
формирование умения отстаивать идеалы
гражданского демократического общества;
формирование основ правовой культуры и
законопослушности;
воспитание приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям;
формирование умения вести диалог, принимать
плюрализм мнений и взглядов;
воспитание
любви к своей Родине, её культуре, истории, традициям многонационального
государства.
Задачи программы:
·
обучающие – изучение истории развития
гражданского общества и становления правового государства; включение в практическую
деятельность: участие в школьном управлении, общественных форумах и молодёжных
движениях; развитие мотивации к общественно – политической деятельности;
·
воспитательные - формирование
общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и
поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
·
развивающие - развитие личностных свойств:
самостоятельности, ответственности, активности, целеустремлённости;
формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
3. Отличительные особенности программы:
Принципы реализации программы.
1. Принятие принципов гуманистической педагогики за основу (отношение к ученику как к
личностно равноправному партнёру; умение строить с ним диалог; отказ от
навязывания своего личного мнения и умение слышать мнение ребёнка).
2. Ориентация на развитие у школьников критического
мышления, умения задавать вопросы, формирование потребности в познании и
творческой активности.
3. Пропаганда
гражданских норм и ценности как основы формирования внутреннего мира,
как образец поведения.
4. Воспитание у школьников способности видеть другого
человека в едином правовом пространстве, где пересекаются права и обязанности
всех граждан.
5. Развитие доверия,
готовности к сотрудничеству в соответствии с нормами гражданской культуры.
Формирование гражданской компетенции личности.
- Учащиеся должны овладеть
навыком самостоятельного поиска и получения информации из различных
источников; умением её анализировать и критически мыслить.
- Научиться реализовывать свои права и обязанности,
выполнять функции гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью.
- Стремиться к личностному
совершенствованию. Уметь соотносить свои поступки с морально – этическими
основами, оценивать своё поведение в соответствии с гуманистическими и
демократическими ценностями.
- Развивать личностные
качества, пригодные для будущих профессий, ориентированных на рынок труда,
знание норм трудовой и коллективной
этики.
Обязательный
минимум содержания гражданского образования.
Вопросы гражданского образования в
отечественной и зарубежной истории.
Международные
документы по правам человека. Международное гуманитарное право.
Права человека.
Всеобщая декларация прав человека. Ребёнок и его права. Конвенция о правах
ребёнка.
Символика Российского государства: гимн, герб,
флаг – история создания и становление атрибутов государственной власти.
Государство:
становление и развитие в системе общественных отношений. Признаки государство,
формы, функции. Развитие демократии. Становление избирательного права.
Современные избирательные системы. Гражданское общество. Правовое государство.
Власть, её
происхождение и виды. Политический режим. Политическая идеология.
Политическая
культура. Пути и формы политической социализации личности
Социальные
отношения. Социальные нормы. Право в системе социальных норм. Социальный
контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт.
Социализация. Пути
и формы политической социализации личности.
Система права:
отрасли, институты, отношения. Государственное право. Административное право.
Гражданское право. Трудовое право. Уголовное право.
Правонарушения. Юридическая ответственность.
Межнациональные отношения.
Таким образом, гражданское образование представляет собой единый
комплекс, стержнем которого является политическое, правовое, патриотическое и
нравственное образование, реализуемое через учебные курсы «Истории»,
«Обществознания» и «Права», внеурочную работу, а также через создание
демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через
формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных
дисциплин.
4. Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа:
Программа адресована учащимся 5 – 11 классов и включает пропедевтический
курс для начальной школы. Учащиеся участвуют в реализации программы добровольно
на постоянной основе. При проведении конкурсов имеет место градация по
возрастным группам: начальные классы, 5 - 8 классы, 9-11 классы.
5. Режим занятий:
Занятия
проводятся:
·
Эпизодически – а) в рамках учебных дисциплин;
б) при участии в
конкурсах, викторинах.
·
Систематически - а) при подготовке к проведению
занятии 1- 2 раза
в неделю);
б) проведение самого занятия – 1 раз в
месяц.
6. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны обладать
определёнными знаниями: о правах человека, о государстве, о выборах, о
формировании и функционировании гражданского общества, о признаках правового
государства и т.д.
Учащиеся должны сформировать
следующие умения: критически мыслить,
анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, вести
конструктивный диалог и т.д.
Учащиеся должны усвоить
следующие ценности: уважение к правам
других людей, толерантность, готовность к компромиссу и др.
Программа «Я – Гражданин» формирует
у учащихся следующие качества:
Мыслительные:
- интеллект
-интеллигентность
- зрелость ума - самостоятельность
- последовательность - независимость
Социодинамические:
- реализм -
предприимчивость
- активность - альтруизм
Психические:
- коммуникативность -
тактичность
- уверенность в себе - рассудительность
Культурные:
- творчество -
свобода.
Результаты реализации
программы могут прослеживаться через
тестирование по теоретическим вопросам, соревнования, конкурсы, олимпиады,
выставки, учебно – исследовательские конференции, разработку и реализацию
социокультурных проектов, диспуты, участие в волонтёрском движении.
Паспорт программы «Я – Гражданин».
Наименование программы
|
«Я – Гражданин» - программа воспитания и образования
подрастающего поколения в свете развития демократической политической
структуры Российской Федерации.
|
Исполнители программы
|
Программа реализуется усилиями педагогов школы, включая
начальную, среднюю и старшую; родителями и учащимися.
|
Основные этапы и формы
обсуждения и принятия программы
|
- Обсуждение разработанной
программы на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла.
- Обсуждение на заседании
педагогического совета школы.
- Утверждение программы.
- Реализация программы.
|
Цели и задачи программы
|
Цели:
• создание
условий для развития личности ребенка,
• развитие
мотивации личности к познанию и творчеству,
• обеспечение
эмоционального благополучия ребенка,
• приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям,
• профилактика асоциального поведения,
• создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и
отечественной культур,
• интеллектуальное
и духовное развитие личности ребенка, укрепление психического и физического
здоровья
Задачи:
• Совершенствование
воспитательного и образовательного процесса.
• Укрепление
приоритета правового государства и гражданского общества в сознании учащихся.
• Признание
ценности человека, его прав и свобод – неотъемлемой частью современного геополитического пространства.
|
Возрастная категория
|
- Учащиеся 5 – 11
классов.
- Учащиеся начальной
школы в рамках пропедевтики.
|
Сроки реализации программы
|
1. Программа
рассчитана на 6 лет
|
Ожидаемые результаты
|
- Формирование личности
активной, свободной и творческой.
2.Воспитание подрастающего
поколения готового к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей.
- Формирование высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
- Формирование
потребности и готовности к самореализации, активной жизненной позиции и
исполнению гражданских прав и обязанностей.
|
Правовые аспекты реализации
программы
|
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах
ребёнка.
- Устав МОУ СОШ с.
Большое Попово
|
Структура гражданского образования.
Воспитание
Патриотизма :
Гражданственности:
- формирование высокого - готовности
к выполнению
патриотического сознания; гражданского долга и
конституционных
- чувства верности
своему обязанностей;
Отечеству. - готовности к самореализации.
Направления работы.
|
|
|
|
|
|
Будущее России
(подготовка
лидеров детских организаций)
|
|
|
Наше право
(правовое образование,
пропаганда правовых
знаний)
|
|
|
|
Истории славные
даты
(знаменитые даты
России и Липецкой обл.)
|
|
|
Здравствуем!
(привлечение детей к
пропаганде здорового образа жизни)
жизни)
|
|
|
|
Земля Липецкая
(изучение родного края)
|
|
|
Семья
(возрождение тради-ционного отношения
к семье)
|
|
Цели.
1.Создание
системы гражданского образования, способствующей
формированию
в сознании и чувствах подростков гражданских
и патриотических ценностей, взглядов и идеалов.
2.
Развитие у детей и подростков осознания себя гражданами России, формирование
основ гражданской, социальной и правовой культуры.
3.
Формирование воспитательного и образовательного пространства, готовящих
учащихся к вхождению во взрослую самостоятельную жизнь в системе социально –
политических отношений.
Содержание пропедевтический курса.
( работа с учителями
начальной школы и лекторской группы старшеклассников).
Класс
|
Занятие
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Конкурсы
|
1 класс
|
1. «Я – ученик»
Правила поведения в школе.
2. Россия – Родина моя! –
конкурс стихов
|
1час
1 час
|
сентябрь
апрель
|
1. Конкурс стихов о Родине.
2. Россия – Родина моя! - конкурс рисунков
3. Блиц опрос:
1) За что ты любишь свою
страну?
2) Чем ты гордишься в истории своей страны?
3) Каких знаменитых людей,
прославивших нашу страну ты знаешь?
4) «Родные просторы» -
сочинение.
|
2 класс
|
1. Символы моего
государства.
2. Россия – родина моя! -
конкурс рисунков
|
1 час
1 час
|
сентябрь
апрель
|
3 класс
|
1. «Ваши права» –
знакомство со Всеобщей Декларацией прав человека – путешествие со сказочными
героями.
|
2 часа
|
октябрь
февраль
|
4 класс
|
1. «Азбука гражданина»
2. Легенды и сказания земли
Липецкой.
|
2 часа
1 час
|
ноябрь
январь
|
Тематика
занятий в 5 – 9 классах.
1.
«Азбука
гражданина» - 5 класс.
2.
«Азбука
гражданина» - 6-7 класс.
3.
«Знаешь ли ты
свои права?» - 6 класс.
4.
Гражданин
Российской Федерации. - 6-7 класс
-
Кто такой
гражданин.
-
Школьник – это
гражданин?
-
Гражданин или
подданный?
5.
Символика
Российского государства. - 5 -7 класс.
-
История
Российской символики.
-
Государственный
герб РФ.
-
Государственный
флаг РФ.
-
Государственный
гимн РФ.
6.
Конституция
Российской Федерации. - 6-9 класс.
-
Почему
Конституция – это основной закон?
-
Когда и почему
была принята наша Конституция?
-
Можем ли мы жить
без Конституции?
7.
Моё Отечество –
Россия. -5-9 класс.
-
Я люблю свою
Родину…
-
Российская
Федерация и её субъекты.
-
Организация
государственной власти.
-
Народ – источник
власти.
8.
Права и свободы
человека. -8-9 класс.
-
Декларация прав
человека.
-
Конвенция о
правах ребёнка.
-
Конституция РФ.
Глава 2. Права и обязанности.
-
Зачем человеку
права и свободы?
-
Права человека и
порядок в обществе.
9.
Права.
Обязанности. Ответственность.
-
Что такое
правонарушение
-
Причины
правонарушений.
-
Ответственность
несовершеннолетних.
10. Право и
мораль. – 6-9 класс
- Каков он – воспитанный человек?
- Искусство общения. – 6 – 9 класс
- Время выбора жизненного пути. – 9 класс
Содержательные линии программы в 5 -9
классах.
Содержательные линии курса
|
Социально-психологическая линия курса
|
Нравственная линия
|
Гражданско-правовая линия
|
Историко-
Культурологи-ческая линия
|
Темы
Классы
|
Человек в мире людей
|
Нравственные законы нашей жизни.
|
Права и обязанности человека и гражданина
|
Как стать гражданином?
|
5 класс.
Мой дом
|
Кто я?
Какой я?
Семья, мои родные и близкие.
Моя родословная.
|
Этика семей- ных отношений.
Доброта и
Взаимопо-мощь.
|
Права и обязанности ребёнка в
семье.
Право на
личную жизнь.
Конвенция о
правах ребёнка.
|
Страницы истории становления гражданского общества в
древнем мире. Семья и дети в древнем мире.
|
6 класс.
Мои друзья и
соседи.
|
Как выработать характер. Сила воли. Жизнь в группе и
коллективе. Край в котором я живу.
|
Искусство общения.
Как быть терпимым.
|
Права ребёнка в школе. Самоуправление.
Участие в социально значимых делах района, села.
Символы моего края, района.
|
Страницы истории становления гражданского общества в
средние века.
|
7 класс.
Мой край.
|
Как стать личностью?
Государство и страна.
Символы государства.
Гражданин и государство.
|
Честь и совесть. Уважение другой культуры. Как научиться
быть толерантным?
|
Всеобщая декларация прав человека.
Конституция России.
Права и обязанности граждан.
|
Страницы истории становления гражданского общества в новое
время. Великие граждане России.
|
8 класс
Право и мораль
|
Система социальных норм. Право как социальная норма.
Социальный контроль.
|
Самопознание
Самоконтроль Тактичность.
Наши представления о гуманизме
|
Законность и правопорядок.
Подготовка лидеров ДЮО.
|
Знакомство с Конституцией РФ.
Самоорганизация
труда и досуга. Усвоение общечеловеческих ценностей.
|
9 класс. Система права в РФ.
|
Развитие волонтёрского движения
|
Становление активной гражданской позиции. Участие в
общественных
организациях..
|
Знакомство с
работой органов представитель-ной и исполнительной власти на местах и
в высших органах управления.
|
Современная Россия:
курс на развитее демократических ценностей правового государства и
гражданского общества.
|
Система
занятий в 10-11 классах.
Диспуты,
открытые занятия, семинары, проекты по
темам:
1. «Здравствуй, Человек!»
2. «Легко ли быть молодым?»
3. «Я иду на выборы»
4. «Парламентский час».
5. «Я - Гражданин»
6. «Политическая жизнь
общества»
7. «Политическое лидерство».
8. «А гражданином быть обязан!»
9. Истоки парламентаризма.
10.
Традиции политического лидерства
в России.
11.
Гражданство – это привилегия или
тяжкое бремя?
12.
Может ли гражданин России
чувствовать себя в безопасности в своей стране?
13.
Как стать достойным сыном
Отечества?
14.
Портрет гражданина.
15.
Жить и учиться демократии.
16.
Сотвори себя сам.
17.
Гражданское совершеннолетие.
18.
Моя жизненная позиция.
19.
Я и МИР (человек в мире
виртуального пространства)
20.
Гражданин мира.
21.
Выдающиеся общественные деятели
– борцы за права человека.
22.
Международные правовые акты по
правам человека и т.д.
Участие в
олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях.
1. Олимпиады по обществознанию.
2. Олимпиады по праву.
3. Олимпиады по избирательному
праву.
4. Конкурсы на знание символики
РФ.
5. Реализация социальных
проектов и проведение акций - « Твори
добро!», «Мы за мир!», «Мир без насилия», «Спасём планету» и т.д.
Календарно – тематическое
планирование на 2011 – 2012 учебный год.
№
п/п
|
Класс
|
Мероприятие
|
Сроки
проведения.
|
1.
|
5
|
Моя
семья.
|
Октябрь
|
2.
|
6
|
Моя
родословная..
|
Март
- апрель
|
3.
|
7
|
1. Край, в котором я живу –
творческий конкурс.
2. Как стать личностью?
(Заседание круглого стола)
|
Ноябрь
Январь
|
4.
|
8
|
1. Мои права и обязанности.
(По страницам Конституции РФ)
2. Здравствуй, Человек!» -
классный час
|
Декабрь
Февраль
|
5.
|
9.
|
1.
«Право в жизни человека» - заседание круглого стола.
2.
«История символов государства
Российского» - конкурс творческих работ.
|
Октябрь
Январь
|
6.
|
10-
|
Реализация
социального проекта
«
Спешите делать добро»
1. Организация волонтёрского
движения.
2. Проведение акций :
А) «Мир без наркотиков»
Б) «От
сердца к сердцу»
В) «Сохрани свою планенту»
|
В
течении учебного года
|
7.
|
11
|
Реализация
социального проекта «Памяти павших»:
1. Великая Отечественная – по
полям великих сражений. Ученическая конференция.
2. Герои войны – наши
земляки. Выпуск буклетов.
3. «За верность Отечеству!»
( мероприятие памяти нашего земляка, воина афганца
– Космакова Виктора)
4. Этот День Победы!
|
Ноябрь
Январь
Февраль
Май
|
8
|
10-11
|
1. Жить и учиться демократии.
Беседы по вопросам избирательно права.
2. Гражданин мира! –
ученическая конференция.
|
Декабрь
Апрель
|
Программа гражданского
образования в рамках учебного процесса на уроках истории и обществознания.
Класс
|
Тема
|
5 класс. История
Древнего мира.
|
Введение. «Откуда мы есть, пошли…»
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Индийские касты.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Поэмы Гомера.
Зарождение демократии в Афинах.
Афинская демократия при Перикле.
Устройство Римской республики.
Рабство в древнем Риме. Восстание Спартака.
Первые христиане и их учение.
|
6 класс. История средних веков.
История России.
|
Культура раннего Возрождения в Италии.
Формирование Древнерусского государства (народность,
законы)
Борьба с иноземными захватчиками в Х111 веке.
|
7 класс. История
нового времени.
История России.
|
Гу
|
Календарь |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Доска объявлений | |
|